Воскресенский (Лопатинский) карьер был открыт в 1932 году и является крупнейшим в Европе - сотни квадратных километров! Здесь добывали фосфориты для химической промышленности (производства стиральных порошков на соседнем Воскресенском химическом заводе) и в качестве удобрений. Однако несколько лет назад залежи истощились, да и спрос на фосфориты сильно упал из-за более современных и дешевых химических соединений. Поэтому в данный момент тут добывают только песок.
Многочерпаковый экскаватор-абзетцер Takraf Ers 710 произведен в Германии на конверсионном военном заводе. Высота с 25 метров, вес 10 тысяч тонн, питается электричеством 6 тыс. вольт, 8 гусениц, производительность 10 тыс кубометров в час! Для сравнения: объем типового грузового вагона - 70 м3. Это 140 вагонов - несколько составов. Управляется двумя машинистами: один управляет ковшами, другой - транспортером и погрузкой в вагоны.
Одноковшовый шагающий экскаватор-драглан НКМЗ ЭШ-11/70. Произведен в Украине. Расшифровывается как НовоКраматорский Машиностроительный Завод, электрический шагающий, объем ковша 11 куб.м., длина стрелы 70 м.
Технология работы:
Ехали сначала по окраине Воскресенска через промзоны цементного и химического заводов. Все дома и деревья от пыли, гипса, цемента мрачного однотонно-серого цвета. Не понимаю, как там люди могут жить! Мимо искусственной горы высотой 80 метров, куда вывозят отходы Воскресенского химического завода. В основном это белый фосфогипс.
Пару километров по разбитой бетонной дороге со скоростью 10 км/ч, еще 5 км. по песчаной грунтовке со скоростью 60 км/ч вдоль ж/д. На въезде в карьер - охрана, но на нас не обратили никакого внимания. Полазили по карьеру, позагорали, покатались с песчанных гор, искупались в озере, посмотрели ласточкины гнезда, залезли на вершину стрелы драглайна. Она длиной 70 метров, над землей примерно 50 метров (15-этажный дом). Наверху чье-то большое гнездо. Достаточно ветрено, лесенка угрожающе раскачивается и скрипит. Зато какой вид!